именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?

Константин Фёдоров — портрет на фоне века

К. М. Фёдоров (1906 г.)

Прошедший век, оставивший нам многие загадки, сомнения и обрекший на мучительные размышления о духовных ценностях, которые он оставил своим наследникам, дал многие примеры открытого и тайного служения добру. Мы, кажется, знаем великих подвижников, имена которых хрестоматизированы культурным мифом XX века. Но совершенно незаметны нам те, что живут среди нас, несут свое послушание, не обращая внимания на искушения современного мира, те, кто предан от начала и до конца дней своей профессии, не задумываясь о славе, и размышляя лишь о целесообразности своего труда.

Последние 20 лет мы узнали имена многих мучеников за Веру, вернулись из небытия имена священников и мирян, замученных и сгинувших в годы гонений. Мы начали читать произведения философов, писателей, поэтов, оказавшихся во внешней и внутренней эмиграции. Но даже сейчас мы мало знаем тех, кто служил, учил и наставлял в прошедшую эпоху. Об одном из таких людей эта статья.

 

Константин Михайлович Фёдоров родился в 1882 году на заводской окраине Петербурга, в селе Александровское, которое располагалось за Невской заставой. Ныне это село стало районом разросшегося города. Духовным центром его, как и в конце XIX века, так и сейчас является церковь «Кулич и Пасха».

Отец Константина Михайловича был рабочим Обуховского Сталелитейного завода, мать работала на карточной фабрике. Одиннадцати лет от роду, в 1893 году, Константин становится сиротой, и его определяют в Дом призрения Тименкова-Фролова. Приют этот, открытый в 1877 году на пожертвования купца А. И. Тименкова, просуществовал до самой Октябрьской революции, после которой был закрыт.

В дореволюционной России, вопреки насаждаемому мнению, сирота или ребёнок из бедной семьи, мог получить профессиональное образование. Критерием для оказания поддержки являлись талант и трудолюбие. Среди имён таких воспитанников можно найти многих известных в последующем музыкальных педагогов, организаторов обучения, регентов и церковных композиторов. Можно вспомнить А. Александрова — выходца из бедной крестьянской семьи, ставшего впоследствии регентом Храма Христа Спасителя и, спустя некоторое время, руководителем Академического Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии и автором Гимна СССР и России. Организаторами хорового движения в Эстонии и на псковской земле стали крестьянские дети — И. Тульчиев и М. Гривский, А. Красностовский, солдатский сын,— один из последних композиторов и регентов Серебряного века русской церковной музыки, и многие другие. Все они подтверждают эффективность весьма демократической, по сути, системы дореволюционного народного образования. Константин Фёдоров учится за казенный счет в Петербургской учительской семинарии (1898—1901), а затем поступает в Регентские классы Придворной певческой капеллы, которые заканчивает в 1906 году, имея преподавателями М. А. Балакирева и С. В. Смоленского.

Ещё во время учебы, Константин Михайлович начинает свою профессиональную деятельность. 12 сентября 1903 года он заменяет заболевшего товарища и управляет молебным пением детского хора начальной школы в Парголово. С началом учебного года, с 1 сентября 1904 года, молодой учитель начинает работать во Второй Парголовской школе, где ведёт уроки пения, одновременно организует хор в церкви Святых Апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке. Здесь он прослужит регентом в течение более чем четверти века. Нужно отметить, что хор церкви состоял из крестьян, детей и взрослых. После двух месяцев напряжённых спевок Константин Михайлович великолепно провёл со своими певчими Рождественскую Литургию.

С 1907 года начинается новая глава жизни Константина Фёдорова. Он женится на Ольге Михайловне Фёдоровой. У них родилось двое сыновей и пятеро дочерей. В этом же году он поступает на работу преподавателем пения в свою «alma mater» — школу Тименкова-Фролова и одновременно регентирует в Андреевском храме при ней. Работа эта продолжалась до 1929 года. С 1918 года становится регентом расположенной неподалеку Спасо-Бочаринской церкви. Недюжинные силы, увлечённость своим делом, не дает покоя Константину Михайловичу,— к уже имеющейся работе он в 1912 году прибавляет учительство в хоре церкви святителя Иоасафа в Михайловке (Парголово). В годы Первой мировой войны крестьянский хор под управлением К. М. Фёдорова участвует в благотворительных концертах в помощь раненым, исполняя русские народные песни и гимны союзных держав.

8637. 1907.
К. М. Фёдоров со своим детским хором школы Тименкова-Фролова.

В первые годы советской власти Константин Михайлович напряжённо трудится на педагогической ниве. С 1917 по 1929 год он преподает в двух школах, которые удалены от его жилища на 20 и 40 километров. В стужу, голодный, он преодолевал это расстояние, чтобы учить детей пению. Общественная нагрузка — он Председатель районной предметной комиссии по пению и, не уставая, руководит тремя церковными хорами — в Парголово, Михайловке и Шувалове. В эти же годы он трудится в Музыкально-педагогическом училище.

До 1927 года пение в школе процветало, из старших классов составлялся весьма приличный хор, который участвовал в концертах большого сводного хора в театрах и однажды, в количестве 2500, участников, на площадке Семёновского плаца (ныне площадь перед ТЮЗом).

Поздравляя его с семидесятилетним юбилеем, бывшие ученики парголовской школы пишут: «Вы учили нас любить свою Родину, Вы воспитали в нас честное отношение к труду. Всё лучшее, что Вы дали нам, мы передали своим детям и внукам…».

Но в 1929 году происходит катастрофа русского хорового пения — начинается пропаганда атеистического мировоззрения, из учебных заведений, будь то Консерватории, музыкальные училища или школы, изгоняются преподаватели, совмещающие педагогическую деятельность с церковным служением. Те, кто решают остаться в педагогике,— уходят из церкви: прекращается плодотворная регентская деятельность П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, Н. С. Голованова и многих других. Эта кампания затронула и Константина Михайловича — он отказывается проводить хоровые репетиции «антирелигиозной пасхи» и решает уйти из школы. Решение это стало болезненно-вымученным — 25 лет были отданы любимому делу, которое на глазах подвергалось уничтожению. Одним из поводов для сомнений в правильности выбора стал тот факт, что ему не хватало выслуги лет для выхода на пенсию. Случай изменил ситуацию. Вышел правительственный указ, разрешающий учителям школ 2-й степени выход на пенсию после четверть вековой выслуги. Выбор был сделан, и в 47 лет Фёдоров пенсионер. Это непростое решение, возможно, сохранило ему в дальнейшем жизнь, ведь несколько лет спустя началась очередная лавина арестов священнослужителей и активных верующих мирян. Нервное потрясение, сопутствовавшее уходу из школы, привело к ухудшению здоровья — появились сильнейшие боли в полости рта. После множества поставленных неверных, часто взаимоисключающих друг друга диагнозов, врачи пришли к выводу о нервном происхождении заболевания. Теперь боль сопровождает его во всё время, не отпуская и превращая жизнь в постоянное физическое мучение.

Уход из педагогики позволил Константину Михайловичу Фёдорову сосредоточиться на церковном регентировании и продолжить своё служение в любимом Храме. С 1929 по 1946 гг. он служит учителем хора и регентом в Спасо-Парголовской церкви. Все годы ленинградской блокады, в холодном неотапливаемом храме проходят богослужения, на которых поёт хор под управлением К. М. Фёдорова.

В 1946 году в послевоенном Ленинграде происходит воистину эпохальное событие — после десятилетий запустения открывается Ленинградская Духовная Академия и Семинария. По приглашению Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), который возглавил возрождение и сумел привлечь кандидатов и магистров богословия дореволюционной духовной школы, Константин Михайлович Фёдоров приходит на работу в Духовную Академию. Воссоздание Духовных школ было огромным шагом вперёд в деле богословского образования и обеспечило преемство богословского образования в русской православной церкви. С сентября 1946 года по март 1958 он преподает церковное пение, является регентом хором Академического храма. В то время в Семинарии ещё не было Регентского класса, и всякий семинарист имел возможность изучать трудную профессию регента в созданном Константином Михайловичем Регентском кружке. В дальнейшем, усилиям и трудами Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла, в бытность его ректором Ленинградских духовных школ, было создано Регентское отделение, в котором до сих пор проповедуются педагогические идеи Придворной певческой капеллы, которые сквозь время донёс до нас К. М. Фёдоров.

В 1958 году, в возрасте 76 лет, регент уходит на пенсию. Но жизнь его не становится менее наполненной — он продолжает писать гармонизации церковных распевов, консультирует преподавателей пения, регентов и студентов Академии. В 1972 году он пишет «Краткие практические советы по церковному пению». Его песнопения распространяются по российским весям. Партитуры «Прокимнов на седмичные дни Великого поста» (1954), «Аллилуиа и Троичны 8-ми гласов» (1955) используются в качестве учебных пособий при изучении церковного пения во многих российских семинариях. Он пишет «Гармонизацию песнопений на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского» для Троице-Сергиевой Лавры (1958), Стихиру «Богоначальным мановением» гармонизированную на восемь гласов (1964), за которую получил благодарность от Митрополита Никодима (Ротова).

Деятельности Константина Михайловича отдавали должное Митриполиты Григорий (Чуков), Никодим (Ротов), будущие Патриархи Пимен (Извеков), Алексий I (Симанский), Алексий II (Ридигер) и многие другие Предстоятели Русской Православной Церкви. Творчеством К. М. Фёдорова восхищался такой знаток церковного пения как профессор ЛДА Лев Николаевич Парийский.

8638.
Последняя фотография К. М. Фёдорова.

В одном из писем последних лет Фёдоров пишет: «После прочитанного у пророка Исайи проанализировал свою жизнь — она полна чудес. Рука Господня ведёт меня от самого рождения до сего дня. Мне 91 год, 3 месяца и 12 дней. Я родился в 6 утра 31 мая со 2-м свистком Обуховского Сталелитейного завода […], где мой отец работал. Потому всю жизнь пел: Слава Богу за всё!».

Константин Михайлович Фёдоров скончался в 1977 году. Похоронен на Шуваловском кладбище вблизи церкви, в которой служил почти 35 лет.

Таков жизненный путь человека, свою жизнь посвятившего любимому делу, не изменившего ни себе, ни своей Вере, доброго супруга, отца семерых детей и учителя многих сотен детей и взрослых. В его судьбе отразился почти целый век русской жизни — жестокой и немилосердной, но пережитой им с достоинством и терпеливостью, присущей всякому русскому интеллигенту.

Дмитрий Стефанович
доцент Кафедры хорового дирижирования
Факультета музыки РГПУ им А. И. Герцена,
зав. кафедрой истории и теории музыки СПбДАиС


При написании статьи использовались документы из личного архива К. М. Фёдорова, любезно переданные автору Ириной Ивановной Ивановой, регентом Спасо-Парголовской церкви. В данный момент они хранятся в библиотеке СПбДАиС.

Статья опубликована в сборнике: Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен.— СПб.: РГПУ им. Герцена, 2012 (2013).— Т. 2.— С. 105–111.


Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
481
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log