именабиблиофоторазноефорумссылкио чём?
Капелланин / Имена / Дмитрий Соколов: «Училище потеряло блистательного дирижёра»

Дмитрий Соколов:
«Училище потеряло блистательного дирижёра»

Конец лета 2007 года ознаменовался для Хорового училища уходом Художественного руководителя и главного дирижёра Хора мальчиков — Владимира Беглецова, проработавшего на этом посту шестнадцать лет. На его место оказался назначен его ученик, в прошлом — выпускник Училища, Дмитрий Соколов. В день своего первого концерта, состоявшегося 17 октября в Мальтийской капелле, новый Художественный руководитель согласился дать интервью для читателей сайта «Капелланин».

 

— Было ли твоё назначение неожиданным для тебя?

— Абсолютно неожиданным!!! К тому же, ещё и в конце августа, когда оставались считанные дни перед новым учебным годом... Даже не знаю, какие ощущения я испытывал в тот день, так как в тот момент я больше думал не о своём назначении, а о том, что «благодаря» нашему законодательству Училище потеряло блистательного дирижёра и музыканта, а также моего учителя — Владимира Евгеньевича Беглецова...

— Изменило ли твою самооценку назначение на место, которое занимали такие величины, как П. А. Богданов, Ф. М. Козлов? Ощущаешь ли ты себя их преемником?

— Самооценка и занимаемая должность — вещи очень разные и субъективные. Назначения — прерогатива вышестоящего руководства, самооценка — реализация своих возможностей, которые не зависят ни от должности, ни от многих других обстоятельств. Что касается преемственности, то здесь, наверное, можно говорить только о В. Е. Беглецове, с которым я, как и остальные хормейстеры Училища, проработал более шести лет.

— Как хор принял тебя в качестве Художественного руководителя?

— Сейчас рано делать какие-либо выводы — это факт, а дальше истинное отношение будет зависеть от наших успехов, прежде всего, в концертной деятельности, которые и будут определять мою «ценность» как Художественного руководителя.

— Работая шесть лет хормейстером Хора мальчиков, ты испытал все тяготы черновой работы. Изменился ли характер этой работы сейчас, после смены твоей роли? Стало ли в чём-то проще или, наоборот, сложнее?

— Характер работы, безусловно, поменялся: «черновая работа» как была, так и остаётся, добавились художественные и организаторские задачи. Проще стало в отношении интерпретации сочинений, так как нет необходимости потом что-то переделывать — с самого начала работы над сочинением знаешь, какой конечный продукт ты хочешь получить. Сложнее — в том, что художественные задачи это вопрос «доверия» хора к дирижёру и его замыслу, и здесь ещё придётся серьёзно потрудиться...

— Есть ли в хоре какие-то проблемы, которые ты не мог разрешить, будучи хормейстером, но теперь, став Художественным руководителем, можешь преодолеть?

— Проблемы есть всегда, и их количество определяется профессиональностью коллектива и их руководителя. У хормейстера более узкая задача,— в основном, связанная с первоначальным освоением произведения. Художественный же руководитель определяет значительно более широкий круг задач, в том числе, с точки зрения организации работы, соответственно, имея возможность более продуктивно использовать имеющееся время и добиваться необходимых ему результатов работы.

— В Хоре кроме тебя работают ещё двое дирижёров. Есть ли у вас единая стратегия, работаете ли вы над одной концертной программой, или, как это принято сейчас во многих коллективах, каждый дирижёр осуществляет свой проект?

— Всё зависит от ситуации и от графика концертов. Параллельная работа над разными программами к концертам — частое явление в коллективах, ведущих активную концертную деятельность. Как правило, у нас нет деления программ на дирижёров, потому что, как показывает практика работы, особенно, для совместных проектов с другими коллективами, более оптимальные результаты достигаются при работе несколькими дирижёрами над одной и той же программой.

— Много ли времени отнимает у тебя подготовка к репетициям?

— Количество времени, необходимое для подготовки к репетиционному процессу, определяется многими факторами: сложностью и объёмом материала, ясностью предстоящих задач, способов и последовательности их решения в сочинении и, наконец, опытом работы.

— Существует традиция совместных выступлений Хора мальчиков со взрослыми коллективами, в которых работает художественный руководитель. В разное время такими коллективами были Хор Капеллы, Хор ветеранов, Хор радио, Хор Смольного собора. Планируется ли такая совместная работа сейчас?

— Да. Сейчас у нас готовится два крупных проекта с Хором Смольного собора, а также совместный концерт с хором мальчиков «Cantores Minores» из Хельсинки. В следующем, 2008 году, также планируются совместные концерты с филармоническим оркестром под управлением Ю. Темирканова и Хором Смольного собора.

— Чем будет определяться репертуар Хора — коммерческими требованиями или творческой фантазией руководителя?

— Если речь идёт о гастролях, то репертуар зависит, в первую очередь, от пожеланий принимающей стороны, которая может высказать свои предпочтения. Что касается концертных выступлений в залах Санкт-Петербурга и его пригородах, то здесь, если это не совместный концерт, всё ограничивается лишь творческой фантазией и нашими возможностями.

— Каковы ближние и дальние концертные и гастрольные планы хора и его руководителя?

— Мне не хотелось бы сейчас строить долгосрочных планов и уж, тем более, говорить об этом. Сейчас у нас очень много работы над совместными проектами, а там можно будет сделать выводы о проделанной работе и думать о нашей дальнейшей жизни... Более подробную информацию о всех ближайших концертах всегда можно найти в анонсах на этом сайте.

 

С Художественным руководителем беседовал
Пётр Трубинов

 

Вы вошли как анонимный посетитель. Назваться
505
Предложения спонсоров «Капелланина»:
debug info error log